/
Прогноз развития рынка автомобильных перевозок в 2023 году
Прогноз развития рынка автомобильных перевозок в 2023 году
Осторожные прогнозы экспертов от экономики, все же сходятся на снижении экономических показателей РФ в 2023 году (порядка 1-2%) по сравнению с прошлым годом. Это очень оптимистичный прогноз, особенно на фоне того, что предполагается, в ближайшей перспективе для многих ведущих западных экономик. Не будем обсуждать перспективы РЖД и представителей авиаперевозок, вроде «Аэрофлота», т.е. тех, кого можно, считать монополистами, активно использующими поддержку государства. Среди автоперевозчиков монополией и не пахнет, они находятся в условиях реального рынка, а значит пробуксовки в развитии экономики могут на них отразиться. Вопрос как?
Дефицита грузовой техники, вероятно, не будет. Парк грузовых автомобилей в России, хоть и стареющий, но не малый. Современные грузовики эксплуатируются многие годы, за миллион километров пробега, да и вопрос запасных частей, расходных материалов решается даже в сегодняшних сложных условиях. Вопрос топлива в стране добывающей нефть вообще «выеденного яйца не стоит». Кроме того, государство в собственную автопромышленность активно вкладывается, да и китайцы не спят, улучшают качество своих грузовиков, Белоруссия выпускает большое количество, вполне себе «рабочих лошадок». Так, что и без новой техники не останемся.
Заказов на перевозки будет, скорее всего достаточно, по сходным тарифам. Цены на перевозки, вероятно, будут расти. Вопрос насколько? Ответить на него сложно, но будут расти, а не падать. Не смотря на торможение в развитии экономики не стоит забывать о том, что услуги автомобильных грузоперевозок, заметную часть года, находятся в состоянии дефицита и даже если уменьшиться количество заказов, то это лишь уменьшит дефицит и не более.
Цифровизация в области автомобильных грузоперевозок будет идти вяло. Заинтересованность государства в том, чтобы полностью перевести транспортные документы в ЭДО, конечно есть, но количество участников рынка, огромно и их инерция тоже. Принять крайние меры можно, но это вызовет коллапс на рынке и грозит большими проблемами в снабжении.
Количество крупных грузоперевозчиков и размер их парков заметно не вырастет, а может даже сократиться. Один из примеров данной тенденции- проект по сокращению в 2022 году своего автопарка на 50% группой компаний «Монополия». Сохраниться значительное преобладание малого бизнеса на рынке грузоперевозок, благодаря их лучшей приспособленности к работе в быстро меняющихся условиях и более высокой эффективностью.
Как и прежде сдерживающим фактором развития автоперевозок будет главный проблема отрасли - кадровая. Пополнение водительского состава будет происходить с активным участием трудовых мигрантов. На фоне затихающего строительного бума и ужесточения требований к общественному транспорту и в частности к сегменту такси, у трудовых мигрантов растет интерес к работе в грузоперевозках и не только городских, но и междугородних.
В целом, вероятно, что участники рынка автомобильных грузоперевозок проживут 2023 год в состоянии относительной стабильности и без серьезных потрясений.