Выберите ваш город
Закупка транспортных услуг — дело трудозатратное и сложное. Логист должен разбираться в транспортных компаниях и знать, как выбрать ту, что подойдет по уровню сервиса и цене.
Ошибки для получения опыта могут привести к колоссальным ненужным затратам, поэтому мы дадим несколько советов о том, как определиться с задачами, объявить и провести тендер, а также оценить эффективность транспортной компании.
Прежде чем выбрать компанию, нужно понять, зачем именно она необходима, какие задачи она может на себя взять. На этом этапе важно найти такой вариант, который устроит вас не только по цене, но и по эффективности.
Создайте для себя стратегию, для которой следует ответить на три вопроса:
Определившись с задачами, вы поймете, какого типа транспортная компания вам нужна — это может быть как широкий профиль, так и более узконаправленное решение, например, компания, которая перевозит грузы при определенном температурном режиме.
При выборе компании помните, что они бывают двух видов:
Перевозчики | Экспедиторы |
Непосредственно сами исполняют заказы. Обычно их услуги стоят дешевле, но у таких компаний зачастую узкая направленность. К примеру, они возят только в одном направлении Москва-Воронеж, а вам необходимо широкая сеть филиалов. | Нанимают перевозчиков в качестве субподрядчиков. Их услуги, как правило, дороже, но такие компании берут на себя больше задач. Поэтому они подходят новичкам в логистике. С другой стороны, управлять перевозками может быть сложнее, потому что экспедиторы — еще одно звено в цепочке доставки. |
Когда вы определились с видом транспортной компании, перейдите к следующему этапу — поиску конкретного перевозчика или экспедитора. Его можно найти через знакомых, на специальных мероприятиях или объявить тендер. Последний вариант — самый распространенный.
Тендер хорош тем, что в процессе отбора вы поймете, как каждая отдельная компания позиционируется на рынке и справляется с заказами. Обычно крупные компании-заказчики проводят тендеры один раз в год или два года.
Тендеры бывают трех видов:
Под комплексный проект, например, строительство объекта. В таком случае компания будет перевозить груз в течение определенного отрезка времени — пока идет стройка. |
Под определенный объем регулярных перевозок. В этом случае компания перевозит примерно одинаковое количество груза в течение долгого времени. |
Под разовую перевозку. |
Также тендеры бывают открытыми и закрытыми. В открытом участвуют те компании, которые откликнулись на предложение, в закрытом — только те, которые выбрал для себя сам заказчик.
Первое, что нужно сделать при подготовке — составить контракт, в котором прописаны все условия для будущего поставщика. Это необходимо, чтобы закрепить ответственность за сторонами.
Также стоит запросить у компаний данные по прежним перевозкам за любой подходящий вам период, например, за год.
В эту информацию, как правило, входят:
Далее составьте тендерное задание. Сделайте его максимально ясным, чтобы участники тендера понимали, что именно от них требуется.
Также составьте таблицу для оценивания. Она нужна, чтобы сравнить компании между собой и определить наиболее подходящую.
Что указать в оценочной таблице, кроме стоимости:
После полной подготовки опубликуйте тендер на специальном онлайн-ресурсе.
Если вы хотите нанять сразу несколько компаний, найдите по несколько подходящих кандидатов на каждое направление, а затем выберите лучших среди них, выслав задание.
После этого можно провести конференцию, на которой участники смогут задать вопросы и больше погрузиться в проект, чтобы не возникло недопониманий при выполнении задания.
Не стоит сразу после тендера менять или нанимать все новые компании — необходимо сделать это постепенно, чтобы уровень сервиса не стал хуже из-за того, что перевозчик только начал разбираться в предстоящем деле.
Окончательный сценарий тендера выглядит таким образом:
Идеальным временем для тендера считается январь, когда у большинства транспортных компаний затишье, поэтому они не завышают ценник
Меняя транспортную компанию, проследите, изменились ли вводные (например, ставки или логика тарификации) с приходом нового подрядчика.
Сравните условия, которые были у прежней компании, с теми, что предложила новая. Так вы будете знать инфляционную составляющую на следующий месяц (квартал, год)
Это позволяет разработать точный бюджет по разным направлениям. Например, если для перевозки груза новой компании нужно заплатить больше, но эти перевозки совершаются редко, это не скажется на бюджете существенно.
Тендер — не единственный способ подобрать нужную компанию. Если разработка и проверка задания нескольких компаний для вас слишком трудозатратный процесс, пойдите другим путем: разместите объявление на фейсбуке, узнайте о перевозчиках у партнеров и коллег по рынку или посетите тематические конференции. Но не забудьте составить оценочную таблицу, о которой мы писали выше — она пригодится при любом варианте выбора компании.