Онлайн-маркетплейсы (МП) — предоставляет владельцам товаров — производителям, дистрибьюторам, продавцам — технологию и инфраструктуру для онлайн-торговли. Самые крупные в России: Ozon, Wildberries, Goods , Беру и др.
Последнее время они набирают обороты, и популярны не только у крупных, но и у мелких производителей (некоторые уже начали работу с самозанятыми). Эти площадки позволяет сегодня поставщикам расширять территорию сбыта товаров, привлекать новых клиентов, повышать узнаваемость бренда, а всё вместе это даёт увеличение количества продаж.
В этой статье мы расскажем о преимуществах и недостатках размещения на маркетплейсах и дадим советы товаропроизводителям.
Где можно открыть торговую точку: онлайн и офлайн варианты
1. Открытие интернет-магазина производителем.
С помощью online хорошо работать с теми пользователями, которые отлично владеют всеми гаджетами. Но, запустить и продвигать свою продукцию в интернет-магазине могут позволить себе крупные и средние бренды. У них нет проблем с продвижением, ведь работает система: логистика, доставка.
Для более мелкого производителя это дополнительные расходы. Да, организация собственного online-магазина ориентирует к себе покупателей, которые лояльны к бренду. Но, конкуренция очень большая сегодня. И маленькой компании сложно конкурировать с огромными площадками, у которых многотысячные товарные категории, сотни брендов и генерация трафика.
2. Офлайн-торговля
Для небольших компаний офлайн довольно эффективный вариант продаж. Продукт на полках чётко расставлен, география продаж уникальна, технология сбыта отработана. В поле зрения потенциального клиента бренд легко попадает.
Тем не менее, реалии сегодняшнего дня такие, что всё меньше людей посещает магазины. Многие клиенты перешли на покупки в интернете.
В чём преимущества и недостатки маркетплейса?
МП — это агрегатор поставщиков/производителей, готовая электронная площадка, с подготовленным и отработанным инструментарием, это выход на новый рынок и расширение базы клиентов, это виртуальная полка с товарами, куда можно до бесконечности добавлять ассортимент, а также размещать поставщиков. Для потребителей они очень удобны: у них всё находится под рукой, товар любой категории и бренда.
Выигрывает ли здесь поставщик, получая большой трафик? Узнаваемые бренды выигрывают, а те, которые мало узнаваемы, имеют все шансы затеряться в изобилии торговых марок.
Фильтры по брендам, ценам, характеристикам – все это работает в пользу известных марок, ведь именно с них начинает свой поиск пользователь. Пролистывать сотни страниц одной категории никто не будет. Когда бренд не важен для пользователя, то он ориентируется на выгодное предложение, размещенное на площадке.
Вывод: небольшим производителям на таких торговых площадках сложно конкурировать с более известными брендами, но можно получить большой охват.
Особенности маркетплейсов (МП)
Большая база клиентов
Плюсы. Постоянное пополнение ассортимента привлекает большое количество покупателей, которых насчитывает площадка до десятков миллионов. Это позволяет производителю расширять географию сбыта, собирать клиентскую базу и находить новую целевую аудиторию.
Ни один магазин в офлайне не способен принести такой поток посетителей. И ни на одну онлайн-площадку с брендом не придёт такое количество трафика.
Минусы. Многие маркетологи называют выход маленькой фирмы в маркетплейсы стрельбой по воробьям. Потому что найти в таком потоке трафика лояльных клиентов довольно сложно. Когда аудитория ограничена, поиск целевых покупателей более эффективен.
Выгодные предложения, огромный ассортимент и акции
Плюсы. Маркетплейсы привлекают пользователей своими низкими ценами. Товары обычно дешевле, чем в собственных офлайн и онлайн магазинах бренда. Очень часто производители в маркетплейсе предлагают скидки и проводят акции, тем самым увеличивая продажи.
Минусы. Не всегда выгодны производителю акции и скидки, так как часто товар продается ниже себестоимости. Скидочные программы обесценивают бренд, не дают выстроить с покупателями долгосрочных отношений и не позволяют расширять лояльную ЦА.
Минусом является и внутренняя конкуренция бренда, это когда цена на МП ниже, чем в собственной рознице. Возникает конфликт между каналами продаж. Часто это приводит к недовольству партнёров.
Ценности бренда
Плюсы. Когда производитель выходит на большую торговую площадку, то узнаваемость бренда повышается.
Минусы. На МП постоянно происходят акции и распродажи. В результате товар очень обесценивается. И начинает восприниматься как ширпотреб, даже если он и высококачественный.
Унифицированный подход в работе с поставщиками
Плюсы. Крупным МП выгодно использовать унифицированный подход. Это позволяет снизить трудовые затраты, а заключить договор о сотрудничестве можно очень быстро.
Минусы. Не учитывается специфика каждого производителя. Для них шансы отыскать лояльных покупателей на свой товар снижаются. Производителям также приходится самостоятельно решать проблемы, которые могут возникнуть с их товаром на пути со склада к клиенту.
Ввиду большой конкуренции, из-за слабого спроса на товары и снижение количества времени на покупки, приходится использовать универсальные решения, лежащие на стыке разных вариантов продаж.
Что следует сегодня сделать товаропроизводителю:
1. Изучать розничный рынок, работать на разных торговых площадках как офлайн, так и онлайн.
2. Использовать розничные варианты продаж. Сегодня они более актуальны.
3. Увеличивать точки сбыта продукции, в том числе выходить на маркетплейсы.
4. Экспериментировать. Не бояться заходить в новые проекты.
Крупные торговые площадки, как Ozon, Wildberries, Goods и другие развиваются и процветают. Принимать решение на сотрудничество с маркетплейсами могут только сами производители, просчитав экономику своего товара. А мы можем поделиться своим опытом и доставить ваш товар на Ozon, Wildberries, соблюдая все требования маркетплейсов. Подробности узнавайте у наших менеджеров по телефону 8 (800) 775-46-33 (бесплатно по России) или по email:
olk@olk.su