Выберите ваш город
Бюджетирование логистики влияет на финансовые показатели компании сильнее, чем кажется. Простейший пример: и чистая прибыль, и затраты на перевозки – это доли от суммарного оборота. Поэтому, если снизить логистическое бюджетирование, чистая прибыль вырастет без увеличения продаж.
В этой статье мы пройдемся по различным видам бюджетирования логистики и подробнее рассмотрим один из них: от частного к общему или bottom-up (снизу вверх).
Бюджетирование логистики – это целый комплекс сложных процессов, структура которого во многом индивидуальна для каждой компании. Цель логиста – не только рассчитать разнообразные затраты в ближайшей перспективе, но также и спланировать и измерить потенциальные расходы на будущее. А учитывая, что многие компании прибегают к аутсорсу логистики, задача становится еще сложнее.
Простейшая структура логистического бюджетирования выглядит так:
расходы на транспортировку;
складские расходы;
прочие логистические расходы.
При этом каждый вид расходов можно разделить на подвида: физические (затраты на топливо, обслуживание транспорта, запчасти, налоговые и страховые выплаты, зарплаты водителям) и административные (зарплаты для логистов, расходы на канцтовары, обучение и так далее).
Коротко пройдемся по трем основным видам бюджетирования логистики:
от общего к частному (top-down budgeting): бюджет рассчитывается на основе данных за минувший период и критически важных факторов вроде инфляции, динамики заполненности транспорта и так далее. Это самая распространенная модель бюджетирования логистики;
от частного к общему (bottom-up budgeting): бюджет рассчитывается на основе плана поставок для каждого клиента;
по процессам (activity-based budgeting или ABB): бюджет рассчитывается на основе объема логистических операций и ресурсов, которые для них требуются.
На бюджетировании логистики bottom-up остановимся отдельно. Получив план поставок для каждого клиента, логист учитывает целый ряд факторов: частота поставок, объем отправлений и так далее. Вычислив потенциальные расходы для каждого направления грузоперевозок, специалист получает готовый бюджет на грядущий период.
Как и у других подходов, у bottom-up есть и плюсы, и минусы. Основное преимущество состоит в том, что составление бюджета от частного к общему максимально приближено к реальности. В то же время если бюджетирование не основывается цифрах за минувший период, а только на плане поставок, это может привести к искусственному завышению плановых расходов и занижению доходов.
Как мы уже говорили выше, в настоящее время многие компании прибегают к услугам сторонних подрядчиков – об этом мы писали в статье об аутсорсе логистики. Поэтому такой сложный процесс, как бюджетирование, можно доверить только опытному и добросовестному исполнителю.
«Очаковская Логистическая Компания» предлагает выгодные решения и помогает поставщикам реализовать полный цикл транспортно-складской логистики. Компания располагает сетью филиалов с собственными складами по всей России.
А как устроено логистическое бюджетирование в вашей компании? Предпочитаете ли вы принцип bottom-up или иную схему прогнозирования расходов? Поделитесь мнением в комментариях и обязательно подпишитесь на наш блог, чтобы не пропустить новые полезные материалы о логистике и грузоперевозках.