ОЛК
ОЛК Москва
/ Прогноз тенденций развития российской логистики в 2024 году

Прогноз тенденций развития российской логистики в 2024 году

Прогнозы интересны не только тем, в какой степени они сбудутся, но и взглядами, мнениями, интересами, целями тех, кто их составляет. Мы свой прогноз строим с точки зрения логистической компании, 3PL-оператора. Второй десяток лет наша компания обеспечивает логистику для поставщиков торговых сетей, а сегодня еще и продавцов на маркетплейсах.

В ушедшем году подтвердились предположения в части общих тенденций развития рынка грузоперевозок. В части масштабов роста тарифов на междугородние автоперевозки по России действительность заметно обогнала прогнозы. В начале 2023 мы предполагали, что к концу года тарифы вырастут на 10-15%. Спрос на доставку в торговые сети был достаточно ровным - без резких всплесков и спадов. При этом за первые 3-4 месяца цены на грузовые автоперевозки подросли на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. К лету рост цен замедлился, кое-где ставки даже незначительно отыграли назад. Обычно май и первые два летних месяца –это период стабильных цен. В прошлом году по окончании майских праздников «тарифный шторм» разразился с новой силой и лето стало «временем больших перемен».

В августе, один из крупных поставщиков транспортных услуг направил в наш адрес информационное письмо по ситуации в автоперевозках. Партнеры утверждали, что «За первое полугодие спрос на автомобильные грузоперевозки по России увеличился практически вдвое, стоимость доставки по основным направлениям в среднем поднялась на 40% за год и на 10% за последний месяц».

По данным известного портала грузоперевозок ATI.SU, по состоянию на 31.08.2023 г., количество грузов, заявленных к перевозке по России в семь раз превышало количество предлагаемых под перевозки грузовиков.

В сентябре, рост тарифов по некоторым междугородним направлениям перевалил планку в 50%. В декабре наметилась тенденция к небольшому снижению по отдельным направлениям доставки.

Среди причин роста цен, самая главная - хронический дефицит водительских кадров. Дефицит водителей автомобиля, особенно «дальнобойщиков» усугубили, события начала 2022 года, приведшие к оттоку водителей на государственную службу. Возможность набирать водителей из числа иностранных граждан для работы на междугородних перевозках отсутствует по причине существующей патентной системы. Дефицит водительского состава в прошлом году оценивался примерно в 25-30% (оптимисты утверждали, что в 10-15%).

Необходимость повышения заработных плат водителям - одна из серьезных причин увеличения тарифов в 2023 году. Водители-дальнобойщики считали минимальной заработную плату в 130-150 тыс. рублей в месяц, что на 30-50% выше уровня 2022 года. Желаемая зарплата приблизилась к отметке в 200 тысяч.

Недостаточно сделано для сокращения времени простоев при погрузо-разгрузочных работах на складах. Простои снижают коэффициент полезного использования грузовых автомобилей. На простоях владельцы грузовиков теряют до нескольких десятков тысяч рублей с каждого автомобиля в сутки.

В августе-сентябре, как обычно, «внес свой вклад» в рост тарифов вывоз сезонных овощей и фруктов из южных регионов.

В 2023 году осложняющим фактором стал бум перевозок из Китая, вызвавший простои значительной части грузовиков на границах.

Заметную роль в росте цен на перевозки сыграли постоянно растущие расходы на топливо, содержание и ремонт техники.

Удорожание перевозок усилило необходимость режима экономии и сказалось на структуре спроса. Опережающими темпами росла популярность LTL-перевозок. Объемы перевозок сборных грузов показали значительный рост. Увеличилось количество складских операций, передаваемых на аутсорсинг логистическим компаниям. Наряду с хранением и коробочным сбором заказов, в нашей компании заметно увеличилась доля заказов на обработку мелкоштучных товаров: сортировку, маркировку, упаковку.

Значительное увеличение стоимости перевозок вызвало необходимость увеличения тарифов и на наши услуги. Переговоры по тарифам пришлось проводить несколько раз за год. Изменения вводили постепенно, каждый раз на минимально возможную величину. В результате большую часть года компания работала на грани рентабельности. Нам пришлось пересмотреть даже принципы тарификации, принятые ранее в компании. Например, максимальное увеличение стоимости доставки было сделано на крупные партии сборных грузов, а на доставку малых партий рост тарифов был минимальным.

Первые месяцы 2024 года прошли без потрясений. Тарифы на перевозки остановились на уровне конца прошлого года. В текущем периоде, помимо дефицита водителей, будет заметно увеличиваться дефицит складских работников. Здесь стоит вопрос серьезного повышения зарплат для основных специалистов. Это приведет к увеличению тарифов на складскую обработку. Судя по всему, тенденции развития логистической отрасли в 2024 году будут те же, что и в 2023. Эксперты ожидают в 2024 году рост рынка грузоперевозок более, чем на 10%. Рост этот будет за счет автомобильных грузоперевозок. Автомобильный транспорт мало зависит от развития транспортной инфраструктуры и управленческой бюрократии, поэтому может быстро реагировать на увеличение спроса. Рост объема перевозок сборных грузов будет идти быстрее, чем перевозок в целом. Одна из тенденций последних лет - выход на общероссийский рынок большого числа продавцов на маркетплейсах с малыми объемами продаж. Партии грузов становятся меньше и поэтому перевозятся в составе сборных грузов. По причине роста количества продавцов будет дальше расти спрос на складские услуги, в частности на услуги фулфилмента. Продавцы на маркетплейсах, которые прошли этап начального развития, но еще не вышли на рентабельность в собственной логистике, будут потребителями складской логистики на аутсорсинге.

Продолжится развитие восточного транзита, прежде всего за счет перевозок из Китая. Продолжится переход на электронный документооборот, электронные транспортные накладные и путевые листы. В отношении тарифов на автомобильные грузоперевозки остается вероятным рост до 20% к концу 2024 года. На фоне увеличения дефицита как водителей автомобиля, так и сотрудников склада, повышение средних зарплат в отрасли может достичь 20-30% по сравнению с прошлым годом. Ожидается повышение расходов на аренду складских площадей, содержание автомобильной и складской техники.


Связаться с нами
Оставьте ваши контакты и получите
скидку до 20% на первый заказ
Имя
Телефон
Удобное время для звонка
Согласен с обработкой персональных данных
phone
Спасибо!
Мы ответим Вам в ближайшее время!
Расчет стоимости
Позвонить нам
форма
Связаться с нами
Оставьте ваши контакты и получите
скидку до 20% на первый заказ
Имя
Телефон
Удобное время для звонка
Согласен с обработкой персональных данных
phone
Спасибо!
Мы ответим Вам в ближайшее время!
mobile_menu
СКИДКА до 10%
на первый заказ всем подписчикам наших Telegram-каналов.
Не упустите возможность, подписывайтесь и получайте лучшие условия!
Канал «О.Л.К.» Канал «Фулфилмент»