Выберите ваш город
Весна 2024 года принесла в мир автомобильных грузоперевозок новую законотворческую инициативу. Депутат Госдумы Москвичев Е.С внес на обсуждение проект федерального закона «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ФЗ регулирует допуск к перевозкам грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе, за вознаграждение. Заявленная в проекте цель - защита интересов потребителей, повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом. Понятней цель изложена в пояснительной записке к проекту: в РФ зарегистрировано 6,79 млн. грузовиков, которые принадлежат 250-300 тыс. собственникам. Более 60% перевозок грузов происходит по «серым» схемам. В случае легализации грузовых перевозок налоги с доходов могут составить порядка 450 млрд. рублей в год.
Что же предполагает названный документ? Если «выжать воду» из текста о тридцати страницах и семнадцати статьях в «сухом остатке» будет примерно следующее:
- Реестр включает следующие сведения:
- ЮЛ/ИП направляет уведомление о перевозке грузов на коммерческой основе, включении или исключении автотранспортных средств через «Личный кабинет» перевозчика (ЛК) в системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Информация о принятом решении направляется в день регистрации уведомления в ЛК перевозчика. Подтверждение указанных в уведомлении сведений осуществляется в автоматическом режиме. В случае изменения сведений, перевозчик обязан уведомить об этом в течение трех рабочих дней;
- В случаях наличия нарушений, уполномоченный орган уведомляет ЮЛ/ИП, через ЛК. К нарушениям относятся:
- Исключение сведений о ЮЛ/ИП из реестра происходит:
- Уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об исключении сведений о ЮЛ/ИП из реестра в случае не устранения нарушений, указанных в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона в срок, предусмотренный частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также в случае неоднократного привлечения ЮЛ/ИП, к административной ответственности за нарушение требований частей 4,5 статьи 4 настоящего Федерального закона;
- Уполномоченный орган исключает из реестра сведения об автотранспортном средстве при поступлении информации о снятии его с государственного учета, прекращении регистрации, изменении собственника, поступлении от перевозчика или собственника информации о прекращении права владения транспортным средством;
- Самозанятые обязаны уведомить о начале осуществления деятельности по перевозке грузов на коммерческой основе транспортным средством с максимально допустимой массой от двух тысяч пятьсот килограммов до трех тысяч пятисот килограммов включительно.
Ранее в нашей стране Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402 уже вводилось лицензирование перевозок грузов автомобильным транспортом. Через несколько лет закон утратил силу. В этот раз «локомотивом» продвижения ФЗ «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов…» стала ФНС. С 2019 года налоговая служба активно занимается проблемой сбора налогов в отрасли. Налоговики усилили давление как на самих перевозчиков, так и на их заказчиков. Тем не менее результат довольно скромный. Доля легальных перевозок, судя по данным той же пояснительной записки к проекту ФЗ, составляет менее 40%. Легальные перевозчики, не имеющие возможность «оптимизировать» налоги и сборы, поддерживают любые начинания в области легализации в надежде на то, что это поможет установить справедливые условия конкуренции и ограничить ценовой демпинг. Отсутствие регулирования деятельности, в том числе, не позволяет повсеместно ввести в оборот электронные транспортные накладные и путевые листы и это так же создает не малые проблемы легальной части перевозочного сообщества.
Вопрос в том, что эксперты отрасли отмечают явные недоработки проекта и сложность его реализации. Читая текст проекта отчетливо видно отсутствие у авторов элементарных понятий о том, как устроен рынок перевозок, на чем основаны отношения между участниками рынка, роль и значения экспедиторской деятельности. Очень низкие требования к квалификации перевозчиков, но непомерно жесткие санкции за нарушения. Непонятно, кто обеспечит исполнение будущего федерального закона. Непонятно, что будет в случае принятия ФЗ с проектом «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа» предложенным Министерством транспорта. Этот проект запланирован в стратегии до 2030 года и призван решать те же задачи.
Вопрос не в том, чтобы создавать нагромождение законодательных актов, призванных регулировать перевозки грузов автомобилями и сотрясать ими воздух. Вопрос в сложности реализации таких проектов. Надо понимать, что дело придется иметь с низко маржинальным и массовым видом предпринимательства, страдающим от целого «букета» застарелых проблем. Решение подобных вопросов требует многолетней, кропотливой совместной работы государства и экспертного сообщества с целью всестороннего оздоровления отрасли. В этом случае можно надеяться на то, что в результате перемен мы получим не только рост тарифов, но и перспективу развития отрасли и рост налоговых поступлений в бюджет страны.
Изображение: Freepik.