/
Обзор рынка автомобильных грузоперевозок в 2022 году
Обзор рынка автомобильных грузоперевозок в 2022 году
Сказать, что ушедший год, для логистики, был временем больших перемен, значит не сказать ни чего. Слово «Логистика», в ушедшем году, стало настолько популярно, что только ленивый не произносил его к месту и не к месту.
Логистика - область широкая и многообразная, а события прошлого года в политике и экономики сильнее всего отразились именно на транспортной логистике. Самые большие перемены происходили в международных перевозках и на сегодняшний день процесс далек от завершения. Перемены коснулись всех основных видов транспортировки. О проблемах в международных перевозках много говорилось в СМИ. При этом как происходящее отразилось на внутрироссийской транспортной логистике говорилось гораздо меньше, тем более, незаслуженно, мало говорили о самом массовом виде грузоперевозок-автомобильных.
Логистика - это цельная система и изменения даже в одном звене немедленно отражаются на всей цепи поставки. Волна перемен в международных перевозках ожидаемо накрыла и внутрироссийские автоперевозки.
Стали трудно доступными новые европейские грузовики. Ожидали дефицит запчастей и расходных материалов. Традиционно, одним из главных вопросов, наряду с извечной нехваткой кадров, оказался очередной виток увеличения расходов на содержание и эксплуатацию транспорта. Банальное удорожание не только запчастей, но всего и вся. Сложно сказать где вообще расходы автоперевозчиков не увеличились. И это на фоне снижения спроса и роста предложения услуг перевозки. Причем, если спрос на городские грузоперевозки в течении года был стабилен с тенденцией к росту, напротив в междугородних перевозках спрос в течении года изменялся скачкообразно и с большой амплитудой.
Городские грузоперевозки были востребованы, по причине продолжающегося бурного развития доставки, в основном, благодаря онлайн торговле. В течении года тарифы на перевозки по городу были стабильно высокими, а в ноябре –декабре шел рост из-за явного превышения спроса над предложением (примерно + 30%).
На междугородние грузоперевозки высокий спрос был в марте –апреле, это и понятно, в обществе витало состояние беспокойства, а в такие периоды люди склонны делать запасы. С апреля началось активное падение спроса и соответствующее падение тарифов на перевозки, в среднем, на 20-30%, а по отдельным направлениям и более. Разрыв между спросом и предложением на внутреннем рынке автоперевозок усилило снижением объемов международных перевозок на западном направлении. «Международники» теряющие свои объемы, переходили на внутрироссийские перевозки, чем увеличили и без того существенный дисбаланс спроса и предложения. Ситуация вынудила междугородних перевозчиков снижать ставки запредельно и работать в убыток, что бы просто не остановиться. У отдельных транспортных компаний, на первых порах, демпинг приобрел просто карикатурные размеры, предлагались ставки на перевозку десятилетней давности, благо это быстро прекратилось. Так продолжалось до августа, когда тарифы подросли, в среднем, процентов на 20 и по сути в сентябре-октябре стоимость междугородних перевозок вернулась к уровню начала года. На южном направлении росту ставок традиционно помог сезон сбора овощей и фруктов. Были даже жалобы на перевозчиков со стороны отдельных государственных чиновников вплоть до обвинений в сговоре за, якобы, слишком высокие тарифы на перевозку сельскохозяйственной продукции. В СМИ при этом перевозчиков почему-то именовали логистами. В ноябре-декабре спрос стал расти, с ним тарифы увеличились процентов на 30, а по перевозкам с температурным режимом и того более, особенно в направлении Урала и Сибири где ставки выросли в двое.
В целом ушедший 2022 год для российских автоперевозчиков можно, все же, считать успешным, во многом благодаря одному из важных качеств этой отрасли – умению быстро адаптироваться к изменениям.