28.09.2022 года, в «Коммерсантъ» была опубликована примечательная статья под названием «Продуктам облегчают доставку» (
https://www.kommersant.ru/doc/5582693)
Риски сложностей с поставками продуктов питания из-за объявленной в России частичной мобилизации могут потребовать смягчения условий работы для участников рынка. По данным “Ъ”, Минпромторг уже рекомендовал сетям ввести мораторий на штрафы для производителей за срыв сроков или неполное выполнение заказов. Поставщики считают необходимым закрепить мораторий в межотраслевом соглашении, а эксперты указывают на риски злоупотреблений мерой.» В частности, высказывается мнение, что выбытие большого количества водителей нанесет удар по цепочке поставок.
Само по себе намерение не допустить дефицит в стране безусловно похвально. Радует понимание важности бесперебойного снабжения для достижения стабильности в обществе и это вселяет надежду. Вопрос в том, что одного понимания и пожеланий торговым сетям не достаточно, нужны конкретные и четкие, продуманные решения вопросов на самом высоком уровне. Штрафы поставщикам за нарушение договора исходят вовсе не из желания сетей дополнительно обогатится. Руководство любой сети не ставит целью разорить поставщиков, без них полки магазинов опустеют. Штрафы является мощным дисциплинирующим фактором и без них дисциплина поставок будет нарушаться, а это грозит все теми же полупустыми полками.
С 2020 года слово логистика стало одним из самых употребляемых в разговорах, касающихся экономики, а вот понимание, что это целостная система отсутствует даже у многих специалистов. Информация в СМИ по вопросам снабжения населения в основном касается ритейла и его поставщиков, иногда упоминаются проблемы перевозчиков, и то в общем. На самом деле ситуация с водительским составом, и без того давно не благополучная, может резко ухудшиться, если их отбор для нужд сегодняшнего дня будет проводиться бездумно. Сегодня об этом заговорили. Если вопрос с водителями своевременно и четко не решить, то не поможет ни отмена штрафов, ни увеличение закупочных цен. Товары не кому будет доставлять, а население страны давно уже не представляет, что такое «натуральное хозяйство». Перевозчики действительно являются базовым элементом логистики, но это не значит, что наличие перевозчиков решит проблемы снабжения само по себе. В цепочке товародвижения от производства до потребителя значительное место занимает складская обработка грузов Она требует большого количества складских сотрудников без которых транспорт, станет бесполезной массой. Нельзя забывать и об организаторах логистического процесса, логистах транспортно-логистических компаний.
Снабжение населения не является вопросом военкомов, у них совсем другие задачи. Это вопросы должны решаться на уровне правительства. Первыми категориями для получения отсрочки от мобилизации были названы сотрудники военной промышленности, студенты, компьютерщики, финансисты и т.п., а этого действительно достаточно для успешного выживания экономики? Необходимо уже сейчас вводить квоты на мобилизацию военнообязанных, занятых в логистической отрасли, учитывая, например, категорию перевозимых грузов, в зависимости от ее важности и многое другое. Не произойдет катастрофы, если будут перебои с поставкой таких категорий товаров, как мебель, бытовая техника и т.п. но перебои в доставке продуктов питания и товаров первой необходимости коснуться каждого.
В основах логистического подхода всегда лежит поиск баланса. Нет хороших и плохих решений есть разумные и не очень. А еще есть понимание меры ответственности за принятые решения. Необходимо, чтобы те, кто принимает важнейшие для страны решения тоже использовали логистический подход и тогда эти решения будут лучшими из возможных.