/
"МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ " ИЛИ ШТРАФЫ ПЕРЕВОЗЧИКА
"МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ " ИЛИ ШТРАФЫ ПЕРЕВОЗЧИКА
Я думаю, всем знакомо это крылатое выражение "Между молотом и наковальней". Оказаться между молотом и наковальней - значит быть в ситуации, когда опасность угрожает сразу с нескольких сторон и выхода кажется нет.
В нашем случае мы заменим существительные «опасность» на «риск», чтобы не казалось все так безнадежно.
Юридический отдел «О.Л.К.» открывает серию статей, посвященных правовым рискам, которые преследуют каждого субъекта экономической деятельности, занимающегося перевозками грузов либо экспедированием всех процессов, связанных с указанными перевозками.
У компании имеется огромнейший правовой и судебный опыт, которым мы хотели бы поделиться с нашими уважаемыми читателями, рассказать о самом актуальном и наболевшем.
Так почему же между молотом и наковальней?
Первое, о чем хотелось бы поговорить - это ситуация, когда Перевозчик (Экспедитор) оказывается между Грузоотправителем и Грузополучателем, при этом не имея никаких обязательств перед Грузополучателем, почему-то несет бремя не свойственной для его роли в этом трио материальной ответственности. Это так называемые «штрафы третьих лиц» или ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств перед третьими лицами.
С правовой точки зрения - это некая аномалия, да и экономический характер таких штрафов не является рыночным, и выход тут может найти скорее всего только Федеральная антимонопольная служба РФ.
Помимо ответственности Перевозчика (Экспедитора), предусмотренной статьёй 796 Гражданского кодекса РФ, которая является универсальной и ограничена стоимостью утраченного, недосданного и поврежденного (испорченного) груза, а также стоимость провозной платы, если та не входит в стоимость этого груза, на Перевозчика (Экспедитора) возлагаются эти самые «штрафы третьих лиц», которые плавно перетекают в статус убытков и их несоразмерность уже невозможно контролировать, например, в судебном порядке согласно статье 333 Гражданского кодекса РФ.
Что же это за убытки? Начнем с азов.
Убытки есть там, где нарушается обязательство.
Основное обязательство Перевозчика (Экспедитора) - доставить груз целиком и вовремя.
И вот тут кроется тот правовой вакуум, когда Перевозчик (Экспедитор) помимо вышеуказанной ответственности возлагает на себя ответственность Грузоотправителя перед Грузополучателем. Возлагает вынужденно, оказавшись между пресловутыми молотом и наковальней. При этом остается беспомощным влиять на правила игры между указанными игроками.
Исходя из практики, основная масса претензий со стороны Грузополучателя - это убытки за недосданный груз и просрочку его доставки.
Действующее законодательство очень странным образом вменило Перевозчику (Экспедитору) ответственность за просрочку доставки груза именно Грузополучателю, которая носит правильный штрафной характер, для ее корректировки с точки зрения соразмерности, но, исходя из субъектности, это выглядит достаточно неразумно, учитывая практическое отсутствие договорной ответственности между Перевозчиком (Экспедитором) и Грузополучателем и практического отсутствия деликтной ответственности по основаниям части 11 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
И тут на помощь, а может и нет, приходит статья 15 Гражданского кодекса РФ об убытках, носящая диспозитивный характер, что означает - будет так, как договоритесь между собой.
На практике стороны - это Перевозчик (Экспедитор) и Грузоотправитель - начинают строить договорную ответственность, ограничивая ее все теми же 9% от стоимости провозной платы, либо ограничивают ее полной стоимостью провозной платы, что является логичным.
Но ситуация осложняется некой экономической зависимостью Перевозчика (Экспедитора) от Грузоотправителя и Грузоотправителя от Грузополучателя и отсутствием возможности влияния на правила игры между Грузоотправителем от Грузополучателем.
Тут еще нашумевшая позиция Верховного суда РФ в постановлении от 26 июня 2018 года №26, где пунктом 24 дается зеленый свет к возмещению убытков Перевозчиком (Экспедитором), причиненных своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза.
Кто-то из наших Партнеров возможно сейчас возразит, дескать, возите груз правильно и вовремя, либо перевыставляйте убытки третьим лицам, нанятым для исполнения своих обязанностей, но ответственность несите сами.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданскою кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Однако судебная практика не так однозначна в этом вопросе. Чем больше субъектности в данной цепочке правоотношений, тем сложнее это доказать. Взыскание убытков является самым сложным исковым производством, вопрос должен стоять об абсолютной доказанности вины непосредственного исполнителя услуги и компенсационных доказательствах друг перед другом каждого звена этой цепочки.
Кроме того, то, что Грузоотправитель добровольно принимает на себя штрафные санкции на основании хозяйственного договора с Грузополучателем, не означает, что Перевозчик (Экспедитор) автоматически должен нести ответственность указанными санкциями перед Грузоотправителем, так как, во-первых, не является стороной указанного договора, а во-вторых, размер штрафных санкций во многом превышает размер провозной платы, согласованной между Грузоотправителем и Перевозчиком (Экспедитором) и в рамках которой Перевозчик (Экспедитор) несет ответственность.
Ситуация еще осложняется участившимися фактами злоупотребления своими законодательными обязанностями со стороны Грузополучателей, из-за которых непосредственные исполнители услуги несут сверхнормативные простои своих транспортных средств, безосновательные отказы в выгрузке грузов и другие неблагоприятные последствия, что сказывается на результатах рассмотрения судебных дел к этим лицам о взыскании вышеуказанных убытков.
В результате чего Перевозчики (Экспедиторы) несут прямые некомпенсируемые убытки.
Поэтому в "О.Л.К.", в первую очередь на основе конклюдентных действий с нашими Партнерами, через досудебные процедуры решаются возникшие материальные правовые вопросы.
«Очаковская Логистическая Компания» оказывает юридические услуги в области специализированного профильного консалтинга и готова помочь Вам в решении любого вопроса по данной тематике.