Выберите ваш город
Завершается 2024 год. Самое время подводить итоги и строить предположения о будущем. Для этого вооружимся статистикой, информацией в СМИ и собственным опытом.
Рост объема грузоперевозок и складской недвижимости
По данным Росстата, общий объем перевозок грузов российским транспортом по итогам января-октября 2024 года увеличился на 5,6%. Наибольший прирост был в перевозках автотранспортом. Он составил 8,4%. На рынке складской недвижимости весь год наблюдается устойчивый и активный рост. По прогнозам NF GROUP складской рынок в РФ должен вырасти до 50 млн квадратных метров к концу 2024 года и продолжить рост в будущем году. За первые девять месяцев 2024 года введено более 1,5 млн кв. м новых складов. (Источник - CRE https://cre.ru/analytics/96200). На первый взгляд, хорошие новости для отечественной логистики.
Все так да не совсем. По информации той же NF GROUP, доля свободных площадей остается на минимальном уровне — менее 1% по всей стране. В результате ажиотажного спроса на аренду складской недвижимости, ставка аренды в сегменте складов класса А в Московском регионе составляет к концу года 12 000 рублей и более за квадратный метр в год. Немногим меньше ставки аренды в других регионах. По сравнению с прошлым годом ставки выросли в два и более раза.
В 2025 году рынок автомобильных грузоперевозок могут покинуть 10–15% транспортных компаний
В транспортной логистике ситуацию можно назвать угрожающей. В рамках прошедшей в Москве выставки Comtrans-2024 генеральный директор Национального агентства промышленной информации заявила о том, что в следующем году, по ее мнению, рынок автомобильных грузоперевозок могут покинуть 10–15% транспортных компаний. «Известия» с ссылкой на ассоциацию «АвтоГрузЭкс» сообщают о том, что значительная доля перевозчиков заканчивают уходящий год с убытками. Около 30% российских грузовых автоперевозчиков могут обанкротиться в следующем году.>
Компании, обслуживающие транспорт, вносят свою «лепту» в происходящее, повышая стоимость ремонта и обслуживания и не отстают в этом от продавцов комплектующих, запасных частей и нефтепродуктов. Лизинговые компании отмечают снижение темпов заключения договоров и увеличение возврата техники, взятой в лизинг ранее в связи с невозможностью транспортных компаний обслуживать лизинговые платежи. По данным «Альфа-Лизинга», к началу ноября 2024 года, количество техники, изъятой лизинговыми компаниями, достигло 52 тыс. единиц, в том числе 19 тыс. грузовых автомобилей. Примерно то же заявляют в ЛК «Европлан».
Усиление «кадрового голода»
Уходящий год в логистической отрасли традиционно отметился «прогрессом» в вопросе усиления «кадрового голода», особенно острого в отношении водителей автомобиля. Консалтинговое агентство Arthur Consulting опубликовало прогноз развития рынка труда в транспортно-логистической отрасли. По мнению экспертов, к 2030 году дефицит кадров увеличится на 50% и достигнет минимум 1,5 млн человек.
Тренды уходящего года, без сомнения, будут актуальны и в ближайшем будущем. Сегодня экспертное сообщество все реже говорит о возможностях увеличения количества занятых в транспортно-логистической отрасли. Большинство тех, кто смотрит на вещи трезво понимают, что в этом вопросе чуда ждать бессмысленно и обращают внимание на возможности автоматизации и роботизации отрасли.
Что ждет российскую логистику в 2025 году?
Еще более важно сегодня умение рационально распорядиться существующими ресурсами. Так, например, крайне актуально снижение простоев при погрузо-разгрузочных работах на складах. Об одной из возможностей такого снижения заявил консультант консалтинговой компании Strategy Partners на выставке Comtrans-2024. По его словам, низкая эффективность использования седельных тягачей связана с тем, что в нашей стране соотношение седельных тягачей и полуприцепов примерно 1:1, в то время, как за рубежом оно составляет 1:2–1:2,5. Фактически тягач в России «привязан» к полуприцепу, что вызывает значительные простои в ожидании погрузо-разгрузочных работ.
На государственном уровне будут предприниматься усилия для развитие беспилотного транспорта и цифровизации транспортной отрасли. В частности, продолжится внедрение ЭДО и реестра грузоперевозчиков. Основная цель - «обеление» транспортного рынка. Крупные транспортные компании надеются, что это позволит переломить ситуацию с недобросовестной конкуренцией в сфере перевозок и говорят о том, что в сегодняшних условиях первыми с рынка уйдут малые и средние компании. При этом, не берут в расчет сегодняшние реалии. Малые, средние компании и частники в сегодняшней ситуации находятся в более выгодном положении, имея возможность значительного снижения расходов путем «оптимизации налогов», в отличии от более крупных организаций. Не исключено, поэтому и обратное движение крупных компаний в «серую зону». Не лишним будет отметить, что компаний, находящихся в «серой зоне», к сожалению, абсолютное большинство. Это признают на всех уровнях, включая представителей властных структур. Надежды крупных компаний в следующем году во многом связаны с помощью государства в области снижения налогового бремени. На сколько это реально - посмотрим.
Из сказанного можно сделать вывод, что ситуация в российской логистике в преддверии 2025 года непростая, и главная цель участников отрасли не столько рост прибыли, сколько выживание любой ценой. Именно это и станет главным трендом следующего года в логистике. На наш взгляд, среди представителей отрасли наилучшие шансы на выживание у тех, кто находится в составе другого, более маржинального бизнеса. Например, собственные транспортно-логистические подразделения, обслуживающие потребности строительной отрасли, розничной торговли и т.п. Там, где есть возможность поддержать логистику за счет основного, более доходного вида деятельности.