ОЛК
Письмо директору
ОЛК Москва
/ Как жить логистической отрасли во времена затишья?

Как жить логистической отрасли во времена затишья?

«Собака лает — ветер носит, а караван идёт»

(известная пословица, неизвестного происхождения)

Первый месяц нового года позади. Праздничные дни миновали. Мы вернулись в текущую реальность. Последние месяцы 2024 года отметились непривычной «стабильностью» в автомобильных грузоперевозках. В чем причина такой «невидали» и каковы могут быть последствия?

машина

В конце прошлого года возникло немало версий, красочно рисующих печальное будущее отечественной логистики на фоне снижения количества заказов. Здесь и повальное банкротство значительной части автоперевозчиков, и уход легальных перевозчиков в «серую зону». Заговорили даже о необходимости срочно просить у властей снижения транспортным компаниям процента НДС.

Причины случившегося затишья на рынке автомобильных грузоперевозок называли самые разнообразные, вплоть до того, что мол де перевозчики накупили новых китайских грузовиков, а ожидания роста количества заказов не оправдались. В результате, не получилось поднять тарифы до уровня рентабельности из-за превышения предложения над спросом (Что за дурной тон считать перевозчиков кретинами? Допустим, что в некоторых случаях это имеет место быть, но большинство владельцев транспорта понимает, что сначала надо «купить» водителей, коих дефицит и взять неоткуда, а приобретение автомобиля под него - дело не столь сложное). Тут еще по причине массовых сбоев в цепях поставок, свободные складские площади практически закончились, а стоимость аренды подскочила вдвое. И надежды на быстрое возникновение дополнительных площадей никакой. В общем «паника на корабле». Что же дальше?

Как ни банально звучит, состояние дел в логистике напрямую зависит от состояния дел в экономике. Экономика на подъеме - потребность в логистических услугах растет. И наоборот тоже верно. Глубоко проанализировать ситуацию в промышленности, сельском хозяйстве, внешней торговле с нашими скромными возможностями не получится. Для понимания можно воспользоваться косвенной информацией. Взглянуть на то, что нам ближе, понятней и принять в качестве «зеркала» российской экономики родной отечественный ритейл. Торговые сети в несметных количествах продают, как раз то от чего человеку не так просто отказаться: продукты питания и товары первой необходимости. Вследствие этого изменения в логистике для ритейла очень показательны.

Принято считать, что в 2024 году розничные продажи показали рост, и по прогнозам в перспективе следующих лет он должен сохраняться. В качестве основной причины положительной динамики называют рост доходов населения. «За первые девять месяцев текущего года оборот розничных продаж составил более 40 трлн рублей (+7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Высокую динамику потребления показали регионы, по многим показателям они превосходят Москву и Санкт-Петербург.» (https://dzen.ru/a/Z1ME-X38gjzmtxAY). Информация из других источников примерно в том же духе.

От чего же тогда объем доставки в торговые сети не вырос? Если обратить внимание на некоторые «мелочи», такие как, инфляция в районе 10% и то, что оборот считается в денежной массе, а не в объеме проданных товаров, можно сделать вывод о том, что продажи в натуральном выражении скорее всего снизились. А почему бы не предположить, что одной из важных причин происходящего стало изменение покупательского поведения, вызвавшее изменение структуры потребления?

Сегодняшние люди все более склоняются к разумным тратам. Меньше делают запасов и стараются покупать действительно необходимое, а не брать по два батона дешевой колбасы, чтобы один из них потом «весь покрытый зеленью» отправился в помойку. Снижается популярность гипермаркетов с закупками впрок всего подряд. Растет популярность магазинов у дома, где берут действительно необходимое только в данный момент в небольших количествах. Не таких пугающих размеров становятся даже новогодние столы. Люди перестают делать запасы «про черный день». Меняется отношение к качеству продуктов и других товаров. Лозунг: «Лучше меньше да лучше» приходит на смену вчерашнему «Побольше и подешевле». К чему это приводит? Да к тому, что физический объем продаваемых товаров уменьшается. Сети, к тому же стремятся работать, где возможно, с местными поставщиками, укорачивая расстояния доставки. В логистике объем работы зависит от расстояния доставки, объема и веса товаров, подлежащих перевозке и складской обработке. Перемены в розничных сетях эти показатели снижают.

Безусловно, сказанное не является претензией на истину в последней инстанции, тем более на теорию. Это всего лишь одно из…. Можно предположить, что грузооборот ритейла не имеет решающего влияния на грузоперевозки в целом, но вот и строительная отрасль притормаживает в развитии, что снижает объемы перевозки строительных материалов и комплектующих, и проблемы с международными платежами мешают товарообороту и еще великое множество больших и малых причин сокращения объемов обработки в логистике, которые в короткой статье не описать. Судя по всему, в логистике сегодня стало меньше работы.

Итак, бурного развития логистики в ближайшем обозримом будущем не предвидится. Что же в этой ситуации логистам делать? Да просто, как и раньше, хорошо выполнять главную задачу: в нужное место и время по оптимальной цене, а еще трудится не покладая рук. Ничего нового. На сегодняшнем этапе еще больше внимания придется уделять не пустой болтовне про цифровизацию, автоматизацию, роботизацию, оптимизацию и т.п., а действительному совершенствованию технологии доставки и переработки грузов, глубокому изучению потребностей клиентов, поиску взаимопониманию с клиентами и партнерами на основе взаимной выгоды. Совершенству предела нет.

Изображение: Freepik.


Связаться с нами
Оставьте ваши контакты и получите
скидку до 15% на первый заказ
Имя
Телефон
Удобное время для звонка
Согласен с обработкой персональных данных
phone
Спасибо!
Мы ответим Вам в ближайшее время!
Расчет стоимости
Позвонить нам
форма
Связаться с нами
Оставьте ваши контакты и получите
скидку до 15% на первый заказ
Имя
Телефон
Удобное время для звонка
Согласен с обработкой персональных данных
phone
Спасибо!
Мы ответим Вам в ближайшее время!
форма
Написать личное письмо директору
Если у вас возникли вопросы по поводу работы наших сотрудников или компании в целом, а также если вы хотите сказать слова благодарности, напишите сообщение и оно придет генеральному директору лично.
Имя
Ваша почта, если хотите получить ответ (необязательно)
Ваше обращение
Прикрепите файл
Согласен с обработкой персональных данных
phone
Спасибо!
Мы ответим Вам в ближайшее время!
mobile_menu
СКИДКА до 10%
на первый заказ всем подписчикам наших Telegram-каналов.
Не упустите возможность, подписывайтесь и получайте лучшие условия!
Канал «О.Л.К.» Канал «Фулфилмент»