Выберите ваш город
Сколько негатива приходится слышать из года в год по отношению к процессам приемки в РЦ торговых сетей. Время идет, а негатив не убывает. Но, за последние пару десятков лет, в логистике поставок в торговые сети положительных изменений «вагон и маленькая тележка», но как будто, никто ничего не замечает. Остаются все те же вопросы, а взаимопонимание все там же.
Ирина Бондарук, эксперт по работе с торговыми сетями (эксперт не «книжный», а настоящий опытный практик), поделилась своим мнением на этот счет. Высказывание приведено полностью, без изъятий, по причине того, что очень четко выражает характерную позицию одного из участников логистической цепи поставок в торговые сети - самих логистов торговых сетей:
«И по поводу приемки: РЦ сетей-… Вот только я лично сотни раз объясняла очередному производителю, что опоздание даже на полчаса - это не простительная фигня и экономические последствия этой фигни.... Итак, допустим машины с РЦ должны стартануть в 22.00 - 24.00. Для того, чтобы это произошло, в промежутке 19.00 - 22.00 должны быть сформированы сборные паллеты с товарами. Для этого в промежутке с 15.00 до 19.00 должны быть сформированы все заказы. Для этого до 15.00 все машины, пришедшие с ночи, должны быть оприходованы. Иначе ваш товар просто не попадет в отгрузку. Вы, вместо 12.00 -12.30, приехали в 13.00, а т.к. в это время разгружали другую машину, вас разгрузили только в 14.30 и до 15.00 не смогли оприходовать. ВСЕ!!! Ваша продукция не попала в отгрузку. В результате магазины остались без вашего товара. Потерян 1 день продаж по всей локальной сети. А вечером на склад придет машина другого поставщика, и товар будет некуда поставить, т.к. ваша продукция не уехала со склада. А, когда на следующий день товары уехали, то до окончания срока годности уже стало на 1 день меньше, т.е. вырос риск списаний по СГ. И все графики летят к чертям, когда таких поставщиков даже 5 из 100. А если в опоздавшей машине УЛЬТРАФРЕШ? То тогда его примут без очереди, а бакалея и нон-фуд будут, в итоге, стоять часами. А если еще проблемная приемка (не читаются штрих-коды, пришла поставка с разными квантами (количеством в коробах) и т.п. Господа - поставщики: 90% проблем с приемкой — это ваше неуважение к таким же, как вы другим поставщикам. И леность проверить лишний раз корректность цен, документов и т.п. И 100% из 100 при опоздании звонок – «не штрафуйте нас, пожалуйста, мы колесо пробили». Есть поставщики, у которых "колеса прокалываются на каждом второй машине". И сидят логисты сетей и думают, как еще оптимизировать работу и сделать так, чтобы все работало без сбоев. Но в одиночку с этим не справится. Пока не появится взаимное уважение и не начнем не только слушать, но и слышать друг друга, и не только сеть-поставщик, но и поставщик-поставщик. А то ведь, меня примите, а на остальных мне - ...
Вернувшись к заглавию статьи, вы можете задаться резонным вопросом: «А причем здесь логистическая культура?»
Культура является основой для мирного сосуществования в любом сообществе, в том числе и логистическом. Именно высокий уровень культуры позволяет сделать человеческую деятельность высокоэффективной. Высокий уровень логистической культуры позволяет понимать, что в качественной, надежно работающей цепи поставок все звенья равны по своему значению и должны быть одинаково прочны. Усиление одного, «самого важного» звена, имеет мало смысла, если не улучшаешь всю цепь целиком. «Рвется там, где тонко» - проблемы в одном звене делают бессмысленными усилия всех остальных.
Логисты сетей пытаются диктовать условия с точки зрения, исключительно, собственных интересов, по вполне понятным причинам. В современной торговле «рулит розница». Да, собственно, никто и не спорит с необходимостью подстраиваться под потребности сетей, суть под потребности конечного получателя товаров. Вопрос в том, что вслух не признается необходимость открытой интеграции участников цепи поставок несмотря на то, что эта интеграция, в той или иной степени, всегда существовала на практике. Отсюда укоренившаяся привычка сетевых логистов представлять цепь поставок состоящей из двух участников сети и поставщика. Изредка вспоминают, что среди участников есть перевозчики, хотя на деле перевозчики, как раз и являются базой всей логистики, как таковой. Про логистические компании в рассуждениях о логистике сетей и вовсе не упоминают, как будто их не существует. Высокий уровень логистической культуры не имеет ни чего общего с призывом: «Ребята, давайте жить дружно!» — это не работает, «ребята» не хотят жить дружно, не понимая собственной выгоды от дружбы в одну сторону, поэтому в «лучшее будущее» их приходится загонять кнутом (штрафами и угрозами разорвать контракт). Уровень отношений, сложившихся сегодня между участниками цепи поставок неудовлетворителен и ведет к конфликту интересов.
Для нормальных, взаимовыгодных отношений необходим некий «культурный код», позволяющий участникам цепи поставок на всех уровнях понимать, где, собственно, выгода от конструктивной работы с партнерами. Для того, чтобы такой код начал вырабатываться, нужно, в первую очередь, признать необходимость интеграции по всей цепи поставок и начать это делать. Инициатива интеграции должна исходить от логистических структур торговых сетей (тем более, что отдельные попытки интеграции с логистическими компаниями некоторыми сетями уже делались ранее). Причина здесь не только в том, что они в цепи поставок главные, так как ближе всего к конечному потребителю, но и в том, что логистика ряда сетей организована наилучшим образом и может служить образцом для выстраивания логистики в других звеньях цепи поставок.
Нам ни в коем случае не хотелось, чтобы высказанное в этой статье мнение было воспринято так, что логистические подразделения сетей «злодеи», а все остальные участники поставок «невинные овечки». Ничего подобного. Ситуация с логистической культурой неудовлетворительна по всей цепи поставок. Для того, чтобы оценить общее состояние логистической культуры, необходимо осветить ситуацию и в других звеньях: поставщики-грузоотправители, транспортные и логистические компании. Мы это постараемся сделать в последующих публикациях, а пока констатируем факты. Только после общего обзора ситуации во всей цепи поставок можно пытаться делать выводы об общем уровне логистической культуры в цепях поставок в торговые сети и предлагать пути улучшения делового климата в логистической среде.