Понятие логистики имеет долгую историю, и его истоки можно проследить до Древней Греции. Слово "логистика" происходит от греческого "логист", что обозначало должность, на которую ежегодно назначались путем жеребьевки. Логисты занимались проверкой отчетов других чиновников. В Древнем Риме логисты выполняли административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. Немецкий исследователь, профессор Г. Павеллек, отмечал, что логистика в Византийской империи была предназначена для управления армией, включая выплату жалования, вооружение и обеспечение всех потребностей войск.
Логистика в истории и науке
Термин "логистика" существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значения. В XVII веке выдающийся немецкий математик Г.В. Лейбниц использовал его в значении «математической логики». В XIX веке военный теоретик и историк Антуан-Анри Жомини определил логистику как практическое искусство управления войсками, включающее планирование, снабжение и транспортное обслуживание армии.
Логистика в современной экономике
С развитием экономики и технологий логистика стала важной частью хозяйственной практики. В 60-70-е годы логистика получила большое развитие в Японии, где ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем. В 1980-е годы методы физического распределения материальных потоков начали оптимизироваться.
Современные подходы к логистике
В 1992 году на Международном симпозиуме Европейской ассоциации логистики в Стокгольме было отмечено, что общепринятого определения термина логистики пока нет. Однако можно выделить несколько ключевых факторов, способствовавших развитию логистики:
- 1. Развитие конкуренции: Переход от рынка продавца к рынку покупателя потребовал снижения себестоимости товаров и повышения надежности и качества поставок.
- 2. Энергетический кризис 70-х годов: Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок.
- 3. Научно-технический прогресс: Современные достижения НТП способствовали появлению новых средств труда и оборудования для работы с материальными и информационными потоками, а также компьютеризации управления логистическими процессами.
Основные аспекты логистики
Логистика – это сфера деятельности, изучающая совокупность материальных, транспортных, финансовых, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами данной системы. Необходимость поиска новых источников повышения конкурентоспособности привела к расширению зоны изыскания резервов, как внутри фирмы, так и за ее пределами. Логистика позволяет формировать стратегию эффективной политики, ориентированной на конкретного потребителя, и охватывает более широкий спектр вопросов, чем просто управление физическим распределением продукции.
Логистика и ее связь с другими науками
Логистика тесно связана с экономической кибернетикой и эконометрикой. Впервые найдя применение в военном деле, она широко используется в промышленности, материально-техническом обеспечении, торговле, транспорте, банковском деле, сфере услуг и коммунальном хозяйстве.
Главная идея логистики
Главная идея логистики заключается в том, чтобы все стадии производства, транспортировки и сбыта рассматривать как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации. Это обеспечивает оптимальное использование ресурсов и достижение конкурентных преимуществ на рынке.
Таким образом, логистика эволюционировала из древнего искусства управления и снабжения до современной комплексной дисциплины, играющей ключевую роль в экономике и бизнесе.
Факторы, повлиявшие на развитие логистики
Объективное развитие рыночных экономических систем в XX веке привело к необходимости появления логистического подхода к управлению предприятиями. Рассмотрим основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и развитие логистики.
- I. Развитие конкуренции
Переход от рынка продавца к рынку покупателя сыграл ключевую роль в развитии логистики. До начала 60-х годов XX века в странах с развитой рыночной экономикой наблюдался быстрорастущий рынок. Например, в США внедрялись новые производственные технологии, уровень специализации был высоким, природные ресурсы были обильны, а государственное регулирование экономики минимально. В этих условиях спрос покупателей на товары превышал предложение, формируя рынок продавца. Основное внимание менеджмента было направлено на насыщение рынка, а операции, такие как транспортировка и хранение товаров, не рассматривались как приоритетные.
С началом 60-х годов сформировался рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением. Потребители стали требовать более высокого качества, низких цен и разнообразного обслуживания. Это вызвало необходимость поиска новых путей создания конкурентных преимуществ, включая улучшение качества поставок. Таким образом, предприниматели стали уделять больше внимания логистическим процессам, что позволило снизить себестоимость, сократить время выполнения заказов и повысить конкурентоспособность.
- II. Усложнение системы рыночных отношений
Рост требований к качеству товаров, срокам выполнения заказов, графикам поставок и себестоимости привел к усложнению системы рыночных отношений. Производители стали предъявлять аналогичные требования к своим поставщикам сырья, материалов и комплектующих. Это стимулировало развитие методов и моделей оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок и маршрутов перевозок.
- III. Энергетический кризис 70-х годов XX века
Рост стоимости энергоносителей заставил предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. В условиях энергетического кризиса эффективное решение этой задачи требовало согласования действий всех участников логистического процесса. Это стало новым шагом в практике управления материальными потоками на предприятиях.
- IV. Научно-технический прогресс в производстве
Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» вызвала изменения в системе обеспечения производства и сбыта. Появилась потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки, что привлекло внимание к методам эффективной организации логистического процесса.
- V. Научно-технический прогресс в области связи и информатики
Достижения в области средств связи и информатики стали важным фактором в реализации логистического управления. Компьютеризация управления логистическими процессами, развитие средств передачи данных и создание систем электронной коммерции позволили отслеживать все этапы движения сырья, деталей и готовой продукции. Это дало возможность выявить потери в существующих схемах управления и разработать новые, эффективные способы организации и управления всеми видами потоков на предприятиях.
- VI. Разработка теории систем и теории компромиссов
Теория систем позволила рассматривать проблему товародвижения как комплексную, представляя различные предприятия в виде единой системы. Теория компромиссов помогла выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на возможный ущерб для отдельных подразделений или предприятий-участников логистического процесса.
- VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности
Стандартизация параметров технических средств и унификация правил внешнеэкономической деятельности в различных странах способствовали развитию логистики на международном уровне.
Таким образом, развитие логистики в XX веке было обусловлено рядом факторов, включая изменение рыночных условий, научно-технический прогресс и необходимость повышения экономичности и эффективности процессов распределения продукции.